Мифы переходного периода в постсоветском пространстве
Не так много времени прошло с тех пор, как я
окончила свой второй факультет. Журналистика и связи с общественностью – это довольно
интересная специальность, требующая большого количества знаний.
История,
психология, политология, и даже мифология….чего только не пришлось изучить,
пока готовила свою дипломную работу. И тему выбрала непростую: «Мифы
переходного периода в постсоветском пространстве». Казалось бы, о чем тут
говорить? В итоге поняла – говорить можно много. Скорее всего, у каждого
человека найдется что-то свое к такой нестандартной теме.
Мне
же просто хочется поделиться (совершенно бесплатно J
) частью своей работы ( хотя она не полностью соответствует техническим
нормам). Вдруг кому-то понравится мое видение вопроса…Хотя не советую
копировать ее и выдавать за свою версию (это совет студентам). Разве только
если вы владеете умением переделывания текстов (рерайтом).
Введение.
Сказания, легенды,
мифы. Они придуманы людьми в стародавние времена. Из уст в уста, от отцов к
сыновьям, передавались устные легенды, сказки, были и мифы. Ими жили на
протяжении веков поколения наших предков.
Сначала в устной, а
позже и в письменной форме, легенды и мифы были отражением жизни и деятельности
человека, его представлении о сотворении Вселенной, солнца, луны, звезд. Да и о
самом человеке было создано немало мифов и легенд.
Понимание своей
деятельности на земле, своего предназначения, человеку было интересно с
древнейших времен, с периода первобытного общества. Уже тогда человек осознал,
что есть высшие, более могущественные силы, которые помогают человеку в жизни.
В понимании первобытных людей, боги и божества, если им приносить жертвы и
выполнять их волю, всегда помогут.
Именно при таком
политеизме (многобожии) появились мифы в древней Греции, Риме, Египте…Они
существовали у индейцев майя, ацтеков.
Везде, где жили люди, создавались определенные мифы и легенды о жизни, об
окружающем мире: о природе, о людях и животных, о каких-то неземных существах….
Очень ярка мифология
древней Греции. Огромное количество богов, каждый из которых выполнял свою функцию.
Что характерно,
греческие боги наделялись очень часто абсолютно человеческими качествами.
Жадность, злоба, коварство, месть, агрессивность – качества, присущие как
людям, так и богам Греции. Но и доброта, сочувствие, любовь, взаимопомощь –
тоже присущи и людям, и богам…
Актуальность.
По прошествии веков
мифы, как и само человечество, создающее их, трансформируются, видоизменяются.
Мифы отличаются разновидностью: исторические, политические, религиозные,
бытовые….Но тем не менее, мифы не просто существуют, они прочно входят в
жизнь всех социальных слоев и прослоек.
И развиваются….Они интересны для современности. Актуальны не менее, чем в
прошлые века. К тому же современная мифология отражает, подчас, реальность
более, чем в прошлые века. Почему? Потому что современным мифам помогают в этом
средства массовой информации. Печать, радио, телевидение, Интернет
распространяют мифы с огромной скоростью и на большие расстояния. Население
нашей планеты, информированное и развитое, воспринимает современные мифы, порой
даже не понимая, что это мифы….Разобраться в современном мифотворчестве – это
интересная и познавательная, очень актуальная функция.
Научно-литературная
база.
Множество работ было
посвящено мифам и мифологии. Авторы разных столетий изучали проблему мифа.
Это Кант, Спенсер, Декарт… Платон и
Гегель немало внимания уделили мифологии. Первобытное мышление подробно было
изучено Леви-Брюлем... Афанасьев говорит о мифе как о творчестве человеческой
фантазии. Понятие МИФОЛОГИЧЕСКОЙ
АППЕРЦЕПЦИИ разработано Штейнхалем, последователем Гербарта.
Мне особенно
интересными показались: работа А.Лосева
«Диалектика мифа», в которой автор изучает миф как категорию диалектики, как искусство спорить,
рассуждать. Что миф – это не фикция и игра фантазии….
Не менее увлекательной
и познавательной является работа культуролога Мирчи Элиаде «Аспекты мифа». В ней автор тщательно изучает структуру мифа,
говорит об определении понятия «миф», говорит о значимости мифов и
происхождении мира…
Из современных работ
мне понравилась книга Н. Шестова
«Политический миф теперь и прежде».
Книга посвящена исследованию исторической и современной динамики социально-политической мифологии. Становление мифологии государственных
институтов, политического лидерства, социальных групп рассматривается в плане
влияния на эти важнейшие элементы
политического процесса мифотворчества.
Личная мотивация.
Для меня исследование
современного мифа интересно по нескольким причинам.
1. Изучая
ранее древние мифы, захотелось понять и мифы современные;
2. Постсоветское пространство действительно
является интересным объектом для появления мифов;
3. Понимание создания мифов дает
возможность понять и отношение людей к
мифологии(как к древней, так и к современной).
Предмет исследования.
Предметом
исследования является сам миф на
территории постсоветского пространства в
переходный период.
Цель моего исследования: изучение некоторых мифов постсоветского
пространства в переходный период, анализ современных мифов на территории
республики Молдова, анкетирование людей
на тему «Мифы – древние и современные»….
Гипотеза исследования
была сформирована следующим образом:
Изучить мифы постсоветского пространства можно при помощи
определенных методов.
Цель и гипотеза метода
определили основные задачи:
1.
Проанализировать литературу по проблеме
исследования.
2.
Изучить видеоматериалы.
3. Выявить и изучить факторы, способствующие
появлению мифов в данный промежуток времени.
4.
Разработать опрос для людей, живших и
живущих в переходный период.
5.
Понять специфику постсоветских мифов.
6.
Выделить влияние данных мифов на
Республику Молдову.
7.
Определить мифы Республики Молдова.
Все вышеизложенное
обусловило применение в данном исследовании следующих взаимодополняющих
методов:
- изучение материалов;
- анализ материалов;
- анкетирование;
- эксперимент;
- выделение главного из
общего.
Теоретическая
значимость:
состоит в том, что изучаются современные мифы, их влияние на мнения людей и
обществ.
Практическая значимость:
состоит в том, что полученные знания и результаты могут быть использованы в
качестве практических рекомендаций для исследований современности.
Ключевые слова:
мифы, мифология, постсоветское пространство, переходный период, изучение,
исследование, анкетирование…..
Предполагаемый
результат: понимание мифов
переходного периода в постсоветском пространстве. Описание основных и наиболее
интересных из них. Узнавание мнения населения о мифах современности, их влиянии
на ход развития истории и человеческих судеб.
Глава I. Понятие мифа.
1.1. Мифология как
наука о мифе.
Это не выдумка, но наиболее яркая
и
самая подлинная
действительность,
это
совершенно
необходимая
категория
мысли и жизни.
А. Ф.Лосев.
Так говорил о мифе
русский философ 20 века Алексей Федорович Лосев.
Однако определений
понятия МИФ много.
Например: МИФ (от
греческого – предание, сказание) в литературе – это создание коллективной,
общенародной фантазии, обобщенно
отражающее действительность в виде
чувственно-конкретных персонификаций и
одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными[26,с.823].
А «Словарь русского
языка» Ожегова говорит, что МИФ – 1. Древнее народное сказание о легендарных
героях, богах, о происхождении явлений природы; 2. – Недостоверный рассказ,
выдумка[20,с.178]. И еще. МИФ – это
сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о
явлениях природы, о богах и легендарных героях; мифы возникали у всех народов
на стадии, когда человек, не обладая развитым производством и научными познаниями, чувствовал свое бессилие в борьбе
с природой и создавал в своем воображении сверхъестественный мир[26,с.824].
Немало определения понятия МИФ есть и в Интернете.
1. МИФ – это рассказ, архаическое
повествование о богах, духах (впоследствии о героях)[34].
2. МИФ – насыщенные эмоциями и реальными
представлениями сказания об окружающем мире, фантастических существах, о делах
богов[35].
3. МИФ – образ фантастического отражения
действительности, возникающий в сознании в результате искаженного представления
реальности[33]. В любом случае, МИФ являлся и является отражением
действительности жизни человека. Он обладает определенными функциями…
Русский
ученый Борисов Б.Л., полагая, что миф – это многоуровневая система, выделил
следующие наиболее существенные функции:
· аксиологическая,
или ценностная – выражает качественное состояние предмета или идеи;
· семиотическая,
или знаковая – чтение текстов на специфическом языке знаков;
· гносеологическая,
или познавательная – опыт человеческих поколений, способность накапливать
знания о мире;
· коммуникационная
(функция трансляции) – механизм передачи опыта от поколения к поколению,
социальная память человечества.
Известный
российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть
фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство),
выделил следующие функции:
· Энергетическая.
Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и
направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом,
субъекта с объектом;
· Созидание
коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую
в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных
разрозненных индивидов. Например,
коллективы рабочей бригады на заводе или хоккейной команды, коллективы целого
народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется
как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и
его эффективности, хоккейному мифу, мифу о свободе и независимости народа;
· Формирование
идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия
и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через
ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения
коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения
представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти
лет пытаются создать миф о «среднем классе» — благополучной
умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на
карьеру, семейные ценности и потребление;
· Воспроизведение
коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие
сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду
соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем
мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей
коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие
коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов;
· Формирование
и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное
пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени
отдаленности от центра.
Мифы
и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в
своеобразной, очень конкретной форме устанавливают связь между прошлым,
настоящим и будущем человечества. Они являются каналом, по которым одно
поколение передает другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные
блага, знания.
|
И, как и многие другие
дисциплины, знание о мифах вылилось в «науку о мифах» - мифологию.
Мифология
– (от греческого mythos-предание,
сказание и logos-слово,
рассказ, учение) – научная дисциплина, изучающая мифы.
Человек, который жил в
первобытнообщинном обществе, в кругу близких родственников, знал и понимал
только общинно-родовые отношения. И эти отношения он переносил на все, что его
окружало. Небо, земля, животный и растительный мир представлялись в виде универсальной
родовой общины. Все предметы мыслились
не только одушевленными, но и разумными, родственными между собой существами. В
мифологии эти представления получили форму обобщений. Например, земледелие,
взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, мыслилось в виде
некоего живого и разумного существа, управляемого всеми областями и видами
земледелия.
Так и возникли
мифологические образы богов-земледельцев, богов-воинов, богов-скотоводов….
Обобщающие понятия в
мифологии возникали постепенно. Первоначальными формами мифологии были фетишизм (одушевление вещей), тотемизм (фетишизация данной общины или
племени, выраженная в образе того или другого основателя этой общины или
племени), анимизм(когда человек стал
отделять «идею» вещи от самой вещи.
Постепенно появляется
один «отец людей и богов». Примером такого бога можно назвать олимпийского
Зевса.
Развитие мифологии шло
от хаотичного к гармоничному, упорядоченному.
1.2. Мифы народов в
истории.
Не стоит забывать, что
существует двусмысленность, связанная с употреблением слова МИФ. Уже первые
христианские теологи употребляли этот термин в том смысле, в каком его
использовали в сфере греко-римской культуры. То есть, имея в виду «вымысел»,
«басню», «сказку», «ложь»…..И они отказывались видеть в личности Христа
«мифологический персонаж», а в его жизненной драме «миф».
Если говорить
подробнее о христианстве, то именно
христианские миссионеры столкнулись с огромными трудностями в западной и
центральной Европе. Живые народные религии с трудом поддавались изменениям со
стороны миссионеров. И приходилось «христианизировать» личности богов и
языческие мифы, никак не поддающиеся искоренению. Множество богов и героев,
убивающих драконов, превратилось в
Георгиев Победоносцев. Боги грозы превратились в святого Илью. Многочисленные
богини плодородия были приравнены к Богородице или святым. Можно сказать, что
какая-то часть народной религии дохристианской Европы выжила и сохранилась,
приняв форму календарных праздников и трансформировавшись в культ святых.
Церковь на протяжении
более чем десяти веков боролась с языческими элементами, которые просачивались
в христианские легенды. Однако это не всегда
удавалось. Особенно на юге и юго-востоке Европы. Именно там в фольклоре
сельской местности еще в конце 19 века встречались мифы и ритуалы, восходящие к
глубокой древности.
Специфический
религиозный опыт сельской местности опирался на то, что можно было назвать
«космическим христианством». Европейские крестьяне понимали христианство как
космическую литургию.
Мистическое единение с
ритмами космоса, отвергаемое пророками Ветхого Завета и едва терпимое церковью,
стало ядром религиозной жизни сельских районов, особенно в юго-восточной
Европе.
Для христиан этих районов «природа» - не
мир греха. Это творение рук Господних.
«Исторический»
Христос не интересует народ. Ведь для народного сознания не важны точность
событий, историческая подлинность персонажей. Ведь между образом евангельского
Христа и образом Христа религиозного фольклора нет противоречий. Рождество,
учение Христа, его чудеса, распятие и воскрешение представляют важнейшие темы
народного христианства.
Космическое
христианство жителей сельских областей наполнено ностальгией по природе,
освященной присутствием Христа, ностальгией по Раю, желанием обрести природу
неуязвимой и преображенной, защищенной от постоянных потрясений, завоеваний,
войн, разорений.
Это – идеал
земледельческих народов, которые постоянно страдали от нашествий кочевников»[31,с.75].
В итоге, следует
признать, что в народном христианстве вплоть до нынешних времен, находят
проявление некоторые черты мифологического мышления.
А вот в Средние века
наблюдается подъем мифологического мышления. Практически все социальные классы
провозглашают собственные мифологические традиции. Крестьяне, ремесленники,
духовенство, рыцари – все принимают «миф о происхождении» своего сословия.
Стараются подражать неким образцам. Генезис этих мифологий различен. В цикле о
короле Артуре и священном Граале соединяются, приобретая христианскую окраску, множество
кельтских верований. Особенно те, что связаны с верой в иной мир и загробную
жизнь. Рыцари желают соперничать с Ланселотом и Персифалем. А трубадуры развертывают целую мифологию о
Женщине и Любви…..
«Альфонс Дюпрон отлично
выявил мифологические структуры такого явления, как Крестовые походы. Он
считал, что «ведущей идеей крестоносцев был долг освободить Иерусалим…» В феномене Крестовых походов мощно проявилось
объединение двойной мечты: во времени и в человеческом пространстве. В
пространственном смысле знаком исполнения времен оказывается объединение
народов вокруг священного города-матери, центра мира, Иерусалима»[31,с.79].
Доказательством, что
речь идет о духовном, коллективном явлении, могут служить Крестовые походы
детей, начавшиеся внезапно в 1212 году в северной Франции и Германии. Это были
дети-бедняки, около 30 тысяч человек. Они отправились в поход процессией с
пением. На вопрос, куда они идут, отвечали: «К Богу!» И желание их было –
«пресечь море и сделать то, чего не смогли сделать властители и короли –
освободить гроб Господень».
Духовенство было против
этого похода. Поход детей из Франции окончился катастрофой: дети отправились на
7 кораблях. 2 из них потерпели крушение. 5 других предатели завели в
Александрию, где продали детей торговцам рабами.
Примерно так же было и
в Германии. «В 1212 году мальчик Николас собрал вокруг себя множество детей и
женщин. Он говорил, что ангел приказал ему отправиться с ними в Иерусалим для
освобождения Гроба Господня. И что море расступится, чтобы пропустить их
шествие.
Дети отправились в путь
из Кельна, поднялись по Рейну, перешли Альпы и дошли до северной Италии. Те,
кто дошел до Рима, убедились, что власти их не поддерживают. Папа не одобрил
идею детей. Поэтому детям пришлось вернуться. Многие умирали по дороге. Их тела
никто не хоронил…..[31,с.83].
Дюпрон усмотрел в этом
явлении своеобразное возвышение детей в системе иерархии народной набожности.
Это было одновременно и мифом о невинных, и призывом Иисуса к детям, и реакцией
против похода крестовых баронов. Ведь завоевание «святых мест может теперь
произойти только в результате чуда – чудеса же приходят только к самым чистым и
безгрешным, то есть к детям и беднякам».
Однако неудачи
Крестовых походов не погасили эсхатологических надежд.
Мифологическое поведение
народов длилось и в последующие века. И в относительно современных обществах
наблюдается интерес к прошлому, «возврат к истокам».
Почти каждая инновация
представлялась или воспринималась как определенный вариант возвращения к
Библии. И ставила перед собой задачу оживить опыт раннего христианства, первых
христианских общин.
«Для руководителей
Французской революции примерами были деятели Рима и Спарты….На заре
современного мира «происхождение приобрело почти магическое значение. Иметь
хорошие «истоки» и благородное происхождение было почти равнозначным. «Мы ведем
нашу родословную от Рима», - с гордостью повторяли румынские интеллигенты 18 и
19 веков. Родословная именно от латинян как бы означала для них некую
мистическую причастность к величию Рима. Ведь «народ без истории( то есть без
исторических документов и историографии) как бы не существует»[31,c.86].
Эти идеи получили
распространение в историографии народов центральной и восточной Европы. Эта
страсть явилась, можно сказать, следствием пробуждения национального чувства в
этой части Европы. И вскоре превратилась в инструмент политической борьбы и
пропаганды. Желание доказать
«благородное происхождение» и
«древность» своего народа распространились на юго-востоке Европы до такой
степени, что все историографии, за редким исключением, ограничивались
национальной историей и, в конце концов, привели к самому настоящему
культурному провинциализму.
Все эти тенденции были
яркими и неоднозначными. И, как говорит А.Лосев, «миф по своей конкретности –
это максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Миф
очень практичен, насущен, эмоционален, жизненен. Миф – это не идея и не понятие. Миф это сама
жизнь….»
Бытует мнение, что
мифология предшествует науке. Что наука, якобы, появляется из мифа….И что
некоторым историческим эпохам, в частности, современности, совершенно не
свойственно мифическое сознание. Что – наука
побеждает миф.
Это не так. Наука
всегда сопровождается мифологией, питается ею…Например, механика Ньютона
построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Ведь у мира нет
границ и значит нет формы. Он однороден….И, выходит, довольно-таки скучен. А
если представить безграничность и темноту холодного космоса…..радости такие
представления не добавляют. Конечно, это
не вывод науки, а мифология. Но наука взяла эту гипотезу о построении мира как
вероучение и догмат.
Довольно интересно в
этом смысле и учение о бесконечном
прогрессе общества и науки. В нем говорится, что одна эпоха не имеет смысла
без другой. И лишь является как бы почвой для следующей. И следующая, в свою
очередь, тоже всего лишь …..основание, а не самодостаточность. Подобную теорию
тоже можно назвать мифологической….
Довольно-таки
мифологична и теория бесконечности
делимости материи.
«Материя состоит из атомов.
А что такое атом? Если он материален, то должен иметь форму и объем. Например,
кубическую или круглую…..А ведь куб имеет определенной длины сторону и
диагональ. Ее можно поделить? Да. Значит, и атом тоже делим. А если он делится,
значит не имеет пространственной формы. То есть – не материален. Как атом
материи может быть не материален?
Значит, никаких атомов нет как материальных частиц. Или есть, но они
делимы до бесконечности…..Странно получается – как «неделимый» атом может
делиться до бесконечности? Можно точно сказать, что камень – есть камень. Он
реален, материален, не является несуществующим туманом или дымом… Точно одно: наука
не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична»
[11,c.26].
Наука и мифология не
тождественны друг другу. Это разные понятия, но….Наука всегда, так или иначе,
мифологична. …И когда наука разрушает какой-либо миф, это значит только то, что
одна мифология борется с другой….В любом случае, наука не может разрушить миф,
она его осознает и снимает с него некий рассудочный план. Получается, что научные
функции духа слишком отвлечены, чтобы лежать в основе мифологии, а для
мифического сознания нет ровно никакого
научного опыта . Его нельзя ни в чем убедить.
«Говоря о чистой
науке, стоит отметить: чтобы наука была
наукой, нужна только гипотеза и более ничего. Сущность чистой науки заключается
лишь в том, чтобы поставить гипотезу и заменить ее другой, более совершенной,
если на то есть основания. Миф же не есть гипотеза. Лишь простая возможность
истины. Миф – это фактическая реальность»[11,с.27].
1.3. Мифологические
школы и их представители.
Естественно, что
существование и развитие мифа было неоднородно. Множество изменений на
протяжении веков давали почву не просто
для развития мифа, но и для его изучения. Соответственно, выкристаллизовывается
научная дисциплина, именуемая мифологией. От греческого – наука о
преданиях, сказаниях……Мифологическая школа, возникшая в 19 веке, успешно
изучала мифы, находя им точные определения и закономерности. Ведь
основная функция мифа – объяснительная.
Философская основа
мифологической школы – это эстетика Шеллинга и братьев Шлегелей. Они
воспринимали мифологию как «естественную религию». Окончательно мифологическая
школа оформилась в трудах братьев Вильгельма и Якоба Гримм. Их работа «Немецкая
мифология» вышла в свет в 1835 году. Согласно их теории, народная поэзия имеет
«божественное происхождение». А из мифа возникли сказка, эпическая песня,
легенда….Фольклор же, по мнению братьев Гримм – это бессознательное и безличное
творчество «народной души».
Мифологические школы
распространились во многих странах Европы. Германия (А.Кун, В.Шварц), Англия
(М.Мюллер, Д.Кокс), Италия (А.де Губернатис), Франция (М.Бреаль), Швейцария (А.
Пихте), Россия (А. Афанасьев, О.Миллер)…В этих странах мифологические школы
развивались в двух основных направлениях: этимологическом (лингвистическая
реконструкция начального смысла мифа) и аналогическая (сравнение сходных по
содержанию мифов).
Кун и Мюллер старались
в своих работах реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов
обожествлением явлений природы – светил («солярная теория» Мюллера) или грозы
(«метеорологическая теория» Куна). В
России принципы этимологического изучения мифов оригинально разработал
Ф.Буслаев, он возводил героев былин к мифам
о возникновении рек, о великанах, живущих в горах…..Крайнее выражение солярно-метеорологическая
теория получила у Миллера. В пределах аналогического направления возникла
демонологическая или натуралистическая теория Шварца («Происхождение
мифологии») и Манхардта («Демоны ржи»).
Эти авторы объясняли происхождение мифов поклонением «низшим» демоническим
существам. Своеобразный синтез различных
теорий Мифологической школы – «Поэтические воззрения славян на природу» А.
Афанасьева…..
Мифологическая школа
сыграла важную роль в развитии науки. Она расширила представления о мифологии,
обратившись не только к античным, но и к мифам древних индийцев, германцев,
кельтов, славян. Мифологическая школа способствовала активному собиранию
фольклора разных народов и народностей. Заложила основы сравнительного изучения
мифологии, фольклора и литературы.
Не стоит забывать,
однако, и о представителях румынской мифологической школы. Одним из них
является румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии,
культуролог, Мирча Элиаде.
Рожденный в 1907 году в
Бухаресте, в семье военного, Мирча с детства привык к переездам. Всю свою жизнь
он много времени отдает самоучебе, самообразованию. Поступил на факультет
филологии и философии. Изучал французский, немецкий, латынь. По совету
своего учителя Локустиану начал учить и
восточные языки – персидский и санскрит.
Увлечения
семнадцатилетнего юноши все более углублялись, вылившись в зрелые годы в
серьезные научные труды. Увлечение трудами Фрэзера открыли для Элиаде
неисчерпаемый мир примитивных религий и фольклора. Его первая статья, вышедшая
в свет в 1921 году, называлась «Враг шелковичного червя». Она осталась
незамеченной окружающими, однако положила начало ряду более серьезных
исследований..Весной 1925 Элиаде уже отмечал сотую опубликованную статью.
Тематика их довольно разнообразна: история религий, восточные науки, алхимия….
Изучая алхимию, Элиаде
выпускает в 1936 году «Эссе о происхождении мистики». И…..судьба распорядилась
так, что Элиаде 5 лет жил в Индии. Там он изучил бенгальский, английский, пали
и тибетский языки. Именно в Индии он нашел то, что позже назвал «космической
религиозностью». Ту ведущую роль, которую играют символы и образы, религиозное
почтение к Земле и Жизни, вера, что в таинстве плодородия и космическом
повторении проявляется сакральное, чего нет среди событий истории.
В 1931 году Элиаде
возвращается в Бухарест и в Университет. География преподавательской
деятельности, начавшейся в родном городе, в дальнейшем расширилась: Париж, Рим,
Падуя, Мюнхен, Сорбонна, Чикаго….. Он общается с известными людьми того
времени, в том числе с Юнгом.
Преподавание во Франции
изначально было сложно во всех отношениях: финансовых, жилищных, языковых…..Но
впоследствии все проблемы были решены и пребывание в Париже было самым
плодотворным в творчестве. Он издает журналы «История религии», «Замолксис».
Выходит множество трудов Элиаде. «Миф о вечном возвращении (архетипы и
повторения)»(1949), «Мифы, сны и таинства» (1957), «Миф и реальность»(с
французского – «Аспекты мифа») (1964) и другие, не менее яркие…..
Элиаде говорил, что
«изначально люди не знали смерти, они понимали язык животных и жили с ними в мире; не трудились,
находили обильную пищу в пределах досягаемости. Вследствие некоторого
мифического события, …райский период завершился и человечество стало таким,
каким мы его знаем сейчас». Однако связь с Небом не утрачена окончательно….
Размышления о Времени,
его сущности и свойствах, восприятии человеком и обществом волновали людей не
одного поколения. Элиаде многое объясняет в своем творчестве. А оно
многогранно. Ведь он соединил в себе и философа, и религиоведа, и этнографа, и
литератора. Элиаде известен, главным
образом, благодаря трудам по теории мифа и, наряду с Дж. Кэмпбеллом, считается
одним из наиболее популярных авторов обобщающих труды по мифологии.
«Мифологами всех
поколений мифы были распределены на определенные разновидности:
1. Мифы о животных.
2. Космогонические мифы: солярные,
лунарные, астральные, эсхатологические.
3. Антропологические (мифы о культурном
герое).
4. Календарные мифы:
-мифы
об умирающем и воскресающем звере,
-мифы
об умирающем и воскресающем Боге» [11,c.55].
Но современность
говорит о том, что мифы есть и современные. Точнее, мифы нашего недавнего 20
века. И, я знаю, они не менее интересны и увлекательны, чем мифы прошлых
веков….
Комментарии
Отправить комментарий